АДАПТАЦИЯ

ВАШ РЕБЕНОК - ПЕРВОКЛАССНИК

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Сентябрь – октябрь – самое трудное время для первоклассников. Идет постепенное привыкание к школе, и каждый маленький ученик сталкивается на этом пути с множеством проблем, на которые реагирует по-своему. Задача взрослых на этом этапе школьной жизни – не ужасаться, не ускорять превращение дошкольника в школьника, а быть рядом и помогать незаметно. Ничего особенного, множество житейских мелочей, но именно они спасают от страха перед школой. Надо лишь серьезнее углубиться в особенности возрастной психологии первоклашек, если мы уже сами забыли, как это бывает трудно вначале…

В это время одни дети могут быть очень шумными, крикливыми, безудержно  носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, при малейшей неудаче или замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к занятиям, предназначенным для очень маленьких детей. Резко увеличивается количество заболеваний. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, поскольку школа для них является стрессогенным фактором, на протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления. У некоторых детей по утрам возникает рвота. Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6–7-летнего ребенка. На этом возрастном этапе повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6–7-летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те, которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений при письме. В целом большинство детей испытывают высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными  для данного возраста школьными нагрузками (приходится много сидеть, вместо того чтобы двигаться, что жизненно необходимо ребенку этого возраста). Работоспособность маленького ученика резко падает через 25–30 минут после начала урока и может резко снизиться на втором уроке. Кроме того, дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.  Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка – рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценки себя как ученика: хороший – плохой. Эту оценку “себя” ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях – социальной и психологической неполноценности.

Памятка родителям первоклассников.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

И ВОТ МЫ – ПЯТИКЛАССНИКИ

Сложность периода адаптации в среднем звене  заключается не только в изменении условий, связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень психофизического развития. Если раньше родители решали, что для ребенка хорошо, а что – плохо, теперь ребенок хочет понять это сам. Этот период взросления в жизни ребенка (10-13 лет) характеризуется наличием конфликта между повышенной потребностью в зависимости от взрослых и стремлением к автономии. Другими словами, ребенок хочет получить свободу от родительского контроля и в то же время боится ее, т.к. распоряжаться этой свободой еще не умеет. Ребенок перестает быть послушным и вежливым, он, с одной стороны, сопротивляется проявлениям заботы и ласки, а с другой стороны, хочет, чтобы его баловали. В этот период у сверстников происходят значительные изменение в межличностном общении. Если раньше на мироощущение и мировосприятие влиял значимый взрослый, то на данном этапе дети пытаются самостоятельно осознать себя как личность. Они устанавливают доверительно-дружеские отношения между собой, группируются по интересам, осознают значимость норм и правил в жизни общества.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,

заинтересованных в успешной адаптации

  • Обязательно проявлять интерес к школе, к классу, к каждому прожитому дню. Обязательно неформально общаться со своим ребенком после учебных занятий.
  • Узнать как можно больше об одноклассниках подростка, давать возможность их общение не только в школе, но и вне учебной деятельности.
  • Ни в коем случае не использовать меры воздействия на поведение школьника типа запугивания, критики, лишение удовольствий, физического или психологического насилия, особенно это недопустимо в присутствии других посторонних людей.
  • Предоставлять ребенку достаточно самостоятельности в учебной деятельности, но и вести контроль за его успеваемостью.
  • Не требовать безоговорочно хороших отметок в начале изучения новых предметов.
  • Поощрять ребенка не только за учебу, но и за успехи и достижения в повседневной жизни. Возможно частичное материальное стимулирование.
  • Поощрять все проявления самостоятельности, как в принятии каких-либо решений подростком, так и в различных видах деятельности.
  • Если ребенок совершает ошибку, не указывайте категорично на промах и не корите его, обсудите ситуацию, вместе найдите правильное решение, но не навязывайте свою точку зрения.