«Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся»

1.Общие данные

 

Государственное учреждение образования «Средняя школа №4

г. Горки» принимает участие в республиканском инновационном проекте   «Внедрение модели  регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся» с 2017 года. Сроки проекта  2017 – 2020 года. Руководитель проекта — директор государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г. Горки» Беляев Василий Викторович.

Участниками инновационного проекта  являются учащиеся 7 «А», 8 «А», «Б», 9«А», «Б», 10 «А» классов, в количестве 131 учащегося, их классные руководители (9) Белоусова Инна Викторовна, Елисеенко Татьяна Григорьевна, Моисеенко Ольга Викторовна, Шляхтицева Тамара Митрофановна, Королёва Ирина Михайловна,  Колмыкова Инна Леонидовна,уководители (6), заместители директора по учебной и воспитательной работе  (3) Летопур Ольга Александровна, Белявская Ольга Эдуардовна, Антоневич Татьяна Михайловна.

К реализации проекта будут привлечены родители, педагог-психолог, педагог социальный, представители социума и все члены коллектива по мере необходимости.

  1. Актуальность проекта

Цель инновационного проекта — содействие профессиональному самоопределению учащихся посредством организации кластерного взаимодействия учреждений образования.

Задачи:

изучить общественные потребности на рынке труда региона (социальный заказ);

провести анализ состояния рассматриваемого вопроса, определить эффективные формы, методы и средства решения выявленных проблем; создать условия для формирования кластерного взаимодействия учреждений образования  посредством научно-обоснованной управленческой и организационно-методической деятельности;

разработать систему необходимого диагностического инструментария, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения инновационной деятельности;

разработать систему организационно-управленческого, научно-методического, психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности;

разработать учебно-методическое обеспечение процесса профессионального самоопределения учащихся;

организовать работу по повышению квалификации педагогов по теме инновационного проекта;

внедрить в практику модель реализации инновационного проекта;

осуществить анализ, обобщение и систематизацию полученных результатов инновационной деятельности;

обобщить материалы инновационного проекта и подготовить методические рекомендации по созданию кластерного взаимодействия учреждений образования;

обеспечить трансляцию опыта участников инновационного проекта другим учреждениям образования.

Необходимо отметить, что в проекте «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся» принимают участие четыре  учреждения образования: ГУО «Средняя школа № 2 г. Мстиславля», ГУО «Средняя школа №4 г. Горки», ГУО «Средняя школа №13 г. Могилёва», ГУО «Тимоновская средняя школа Климовичского района». Все учреждения образования  объединены в один кластер региональный образовательный.

3.Система  управления  реализацией  инновационного  проекта  в учреждении образования

 

В процессе реализации модели профессионального самоопределения через кластерное взаимодействие используются принципы: ориентация на развитие личности учащегося, учет возрастных особенностей и познавательных интересов, синергетичность, системность, последовательность, взаимодействие, профессиональные пробы.

Инновационный проект реализуется согласно комплексно – целевой программы, в которой определены: содержание деятельности с педагогическими кадрами, учащимися, родителями, информационное, научно-методическое обеспечение процесса внедрения инновации, внутришкольный контроль и мониторинг, подведение итогов.

Завершены подготовительный (февраль-апрель 2017 года), проектировочный (май-сентябрь 2017 года), диагностический  (октябрь-ноябрь 2017) этапы инновационной деятельности. На протяжении данного периода организованы собрания с учащимися и родителями «Особенности образовательного процесса нового учебного года», инструктивно-методические совещания с педагогами по включению в инновационную деятельность, диагностика уровня готовности социально- педагогической и психологической службы к сопровождению инновационной деятельностью, диагностика профессиональных намерений, познавательных, личностных качеств учащихся.

В данном инновационном проекте процесс формирования профессионального самоопределения обучающихся  осуществляется через  подкластеры.

Первый подкластер представляет собой организацию психолого-педагогических условий, направленных на формирование профессионального самоопределения старшеклассников в пределах школы, и включает в себя организацию урочной деятельности в рамках допрофильного, профильного обучения и организацию внеурочной деятельности (кружки, работа с психологом, творческие профориентационные мероприятия и т. д.).

Второй подкластер – допрофильное образование, направленное на реализацию идеи профессионализации старшей школы, которая позволяет выстроить практико-ориентированный учебно-воспитательный процесс. Данное направление в работе позволяет расширить возможности социализации учащихся и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Третий подкластер –  взаимодействие учреждения общего среднего образования с учреждениями профессионально-технического образования, среднего специального образования района, учреждениями высшего образования региона, предприятиями торговли, производственными предприятиями, представителями структур бизнеса, центрами занятости населения и т. д., которое дает возможность осуществлять профориентационную деятельность, следуя госзаказу, учитывать ситуацию на рынке труда, а также динамику его изменений. Реализации первых профессиональных проб старшеклассников.

Четвертый подкластер основан на взаимодействии школ с учреждениями дополнительного образования детей (домами творчества, художественными, музыкальными и спортивными школами, различными секциями и т. д.), которые являются одной из форм развития склонностей и способностей учащихся, а также оказывают содействие в формировании профессионального самоопределения. Кроме того, учреждения дополнительного образования зачастую тоже являются местом реализации первых профессиональных проб старшеклассников.

Внедрение модели кластерного взаимодействия учреждений образования как условие профессионального самоопределения учащихся вместе с получением учащимися качественного общего среднего образования будет способствовать обеспечению соответствующих условий для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации учащихся с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Информацию подготовила

заместитель директора                                                             О.А.Летопур

Перевести страницу