ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ — РОДИТЕЛЯМ

Социальный педагог — родителям
РОДИТЕЛЯМ  НА  ЗАМЕТКУ:  ЗА  ШАГ  ДО  ПРОПАСТИ
   Как подросток становится наркоманом, токсикоманом? Почему он решает попробовать то или иное вещество?
Одна из причин — ин­терес, желание испытать неизвестные ощущения, другая — желание быть принятым в определенную группу. Нередко неудовлетворен­ность жизнью, желание «забыться» приводят подростка к наркомании. Предлагают попробовать токсическое вещество или наркотик обычно люди, принимающие это «зелье», они и обучают способу применения, поведению при приеме препаратов.
Часто родители довольно поздно и неожиданно для себя замечают, что их ребенок употребляет наркотики или токсические вещества, хотя перемены, прежде всего, в его поведении, можно было увидеть и раньше.
Ребенок становится скрытным, избегает родителей, ведет какие-то тайные переговоры по телефону. Старые друзья и занятия, включая школу, ему уже неинтересны. Его одежда неряшлива, среди вещей в карманах можно обнаружить баночки, пакетики, шприцы, иглы, таблетки. Увеличиваются денежные расходы подростка, из дома нередко исчезают вещи.
Долгое отсутствие ребенка дома должно насторожить родителей. Он может придти домой в необычном состоянии, ведь именно это состояние — наркотическое опьянение — цель приема наркотиков. Чаще всего наркотическое опьянение подросток испытывает вне дома или в отсутствие родителей, но остаточные признаки этого состояния можно наблюдать спустя несколько часов после приема наркотиков.
Родители могут заметить необычное возбуждение или раздраженное состояние подростка. Вялый и сонный, с рассеянным вниманием, предоставленный сам себе, он может как бы задремать. А может быть необычно благодушен, беспричинно весел.
Вернувшись домой в та­ком состоянии, он с жадностью будет утолять голод или жажду. При­смотритесь, характерно ли это для вашего ребенка, всегда ли у него повышенный аппетит?
Обратите внимание, как двигается подросток. Возможно, вы заметите грубые, порывистые, размашистые движения, неуверенность при ходьбе.
Пусть ваше внимание привлечет внешний вид ребенка. Посмот­рите ему в глаза — нет ли в них необычного блеска? Зрачки после применения наркотических и токсических веществ, становятся либо необычно узкими, либо необычно широкими (вы можете сравнить их со зрачками другого человека, находящегося в этой же комнате при таком же освещении). Склеры могут быть покрасневшими, веки отечными. Насторожить должна бледность кожи или необычные ее покраснения. Иногда кожа приобретает сальный налет. Наконец, посмотрите на руки вашего ребенка: в области локтевых сгибов, на предплечьях, на тыльных поверхностях кистей могут быть следы от инъекций. Иногда подростки пытаются скрыть следы от инъекций царапинами.
Не трудно обнаружить запахи при дыхании ребенка, от его одежды. Порой насторожить может и отсутствие запаха: подросток выглядит опьяневшим, говорит, что выпил спиртное, а запаха алкоголя нет.
Проверьте, как чувствует себя ребенок на следующий день после необычного состояния: он может выглядеть заторможенным, вялым, разбитым, испытывать мышечную слабость.
НАСТОРОЖИТЬ ВАС ДОЛЖНО ВСЕ НЕОБЫЧНОЕ, ЧТО ВЫ ЗАМЕТИТЕ В СВОЕМ  РЕБЕНКЕ
   Надо иметь в виду, что многие признаки, о которых шла речь, можно заметить лишь на первых порах, потом организм начинает привыкать к систематической интоксикации, и внешние признаки наркотического опьянения изменяются, их сможет обнаружить только специалист.
Если вы что-то заподозрили, не стоит «нападать» на подростка с упреками и принимать «жесткие» меры.
Поговорите с ним довери­тельно, во всяком случае, попытайтесь это сделать.
Приведите его к я специалисту-наркологу.
Попробуйте убедить его, что консультация врача-нарколога — это не наказание, это реальный шанс помочь чело­веку, употребляющему наркотики. Чем раньше начато лечение – тем больше надежды па успех.
Рекомендации социального педагога родителям
по раннему выявлению вредных привычек у подростков.

   В подростковом возрасте проявляются изъяны предшествующе­го воспитания. Следовательно, важнейшая задача родителей — это контроль за состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда ребенок впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.
Алкогольные напитки (пиво, вино, водка и т. д.) Симптомы: замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей).
Внешние признаки: спрятанные бутылки, безвольное обвисание губ, расслабление челюстей, нарочитость движений, провалы в па­мяти.
Табак. Симптомы: снижение физической силы, выносливости, ухудше­ние координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности.
Внешние признаки: запах табака (дыма), частое и долговременное пребывание в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, пожелтение пальцев.
Вдыхание клея. Симптомы: агрессивность, мечтательное или бессмысленное вы­ражение лица.
Внешние признаки: вид пьяного человека, наличие тюбиков клея, пятен клея, бумажных или полиэтиленовых пакетов, носовых платков.
Марихуана, травка, «курево», зелье. Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расши­рены, отсутствует координация движений, тяга к сладкому, повышен­ный аппетит, слабо выраженные галлюцинации.
Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.
Кокаин. Симптомы: повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повы­шенная активность, отсутствие чувства усталости.
  Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках или алюминиевой фольге, гипе­ремия слизистой оболочки носа.
Героин, морфий, кодеин. Симптомы: ступор, сонливость, следы уколов, водянистые глаза, пятна крови на рукавах рубашки, насморк.
Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обожженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.
Крэк. Симптомы: короткий период эйфории, с меняющийся депрессией, гиперактивность в начальных стадиях, апатичность, непрекращаю­щийся насморк.
Внешние признаки: наличие небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетиках, небольших ширмочек, свечей, бритвенных лезвий.
Изучив симптомы, понаблюдав за внешними признаками и вы­явив наличие вредной привычки на ранней стадии, необходимо:
* использовать интерактивные методы, быть готовыми вместе с детьми исследовать собственный эмоциональный и поведенческий опыт;
* больше внимания уделять формированию навыкам отказа от ПАВ-зависимости, нежели информационной части обще­ния;
* не бороться с негативными явлениями вредной привычки, а вместо этого пропагандировать позитивные стороны ее отсутствия;
* профилактика ПАВ- зависимости должна опираться на ценности подростков, а не на ценности взрослых;
* важно обратить, внимание на организацию досуговой деятельности подростка, его занятость в свободное время.

Еще больше информации о наркомании:

www.narkotiki.by- о наркомании и помощи наркозависимым в Беларуси

www.hrbelarus.info- о программах снижения вреда,вызванного употреблением наркотиков в Беларуси

www.nodrug.by- сайт общественного объединения «Республика против наркотиков»

*   *    *
Как вести себя, если вы слышите ругань от подростка?
памятка для родителей
·       Проанализируйте отношения в семье, подчас брань – это средство привлечь к себе внимание или отомстить за причинённые обиды, неудовлётворённость отношениями с кем-то в семье;
·       Постарайтесь, чтобы ребёнок не мог слышать бранную речь в семье;
 ·Запомните: запрет «не ругаться грязными словами» должен распространяться на всех членов семьи!
·        Не забывайте: глядя на старших, дети усваивают их стереотипы поведения;
·       Самая мощная прививка от сквернословия – общая культура речи в семье!
Памятка по профилактике сквернословия
для старшеклассников и их родителей
 
Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений.
Осознавать, ценить и беречь свой авторитет, поддерживать имидж достойного и уважаемого человека.
Уметь культурно отдыхать, владеть приёмами снятия психологического напряжения.
Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своём присутствии.
Научиться просить прощения, прощать самому.
Тренироваться в вежливой и красивой речи. Подобрать для себя литературные выражения для использования в критических ситуациях.
Постоянно заниматься самосовершенствованием.
Читать хорошую литературу.
Быть разборчивым в выборе друзей.
Искренне любить людей и бояться их обидеть.
Перевести страницу