Советы психолога по подготовке и прохождению централизованного тестирования

Успешность выполнения любой деятельности определяется состоянием психологической готовности к ней. Психологическая готовность – это сочетание личностных качеств и психологических особенностей человека,которое обеспечивает успешное выполнение соответствующей деятельностиПсихологическая готовностьявляется результатом достаточно длительного процесса подготовки.

Централизованное тестирование (ЦТрассматривается как сложный вид деятельностикоторый носит стрессовыйхарактертребует мобилизации ресурсов психикиПомимо проверки знаний по учебным дисциплинам происходитпроверка человека на его психологическую устойчивость и выдержку.
Чтобы грамотно осуществлять психологическую подготовку к централизованному тестированиюнеобходиморассмотреть специфику предстоящей деятельности.
Особенности процедуры централизованного тестирования

·        Результаты ЦТ определяют положение ученика в школе и в будущей жизни.
·        Во время ЦТ происходит своеобразное психологическое давление на ученика (не подведи), возникает боязнь бытьнеуспешнымнеобходимость соответствовать ожиданиям педагогов и родителей.
·        ЦТ предполагает проверку знаний по большому объему учебной информации за ограниченный отрезок времени.
·        ЦТ проходит в новой незнакомой обстановке.
·        Во время ЦТ присутствуют незнакомые людикоторые строго контролируют процедуру экзамена.
·        Организация ЦТ строго регламентирована по процедуре и форме.
·        Процедура ЦТ – это длительное статическое напряжениеограничение движений в сочетании с интенсивнойумственной деятельностью.
·        Процедура ЦТ связана с сильными эмоциональными переживаниями, это стресс.
·        Тестовый характер заданий требует умения делать осознанный выбор.

Правила подготовки к экзаменам

1.     Использовать время на подготовку к экзамену максимально эффективнозаранее составить план занятий,распределив содержание материала равномернопо частямсоставить план занятий на каждый деньчетко определивконкретные темы для изучениявремячередование занятий и отдыха.
2.     Подготовить место для занятийубрать все лишнее, что может отвлечьудобно расположить учебные материалы, винтерьере использовать желтые и фиолетовые тона.
3.     Не терять времени зря – проработать весь материалначиная с менее знакомогозабытого.
4.     Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.
5.     Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз (утром и вечером).
6.      При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конецинформации, а середина «выпадает».
7.     Во время подготовки учитывать свои индивидуальные особенности:
·        тип запоминания информации (зрительный – все читать самомуслуховой – читать и проговаривать вслух,двигательный – подчеркивать важные мыслиделать выпискирисовать схемырешать тесты);
·        тип темперамента (холерику – создать значимую мотивацию деятельности и не торопитьсяперепроверять себя;сангвинику – осознать ответственность деятельностимеланхолику – верить в себяуспокоитьсяне переутомляться;флегматику – самоконтроль времени).
8.     Полезно составлять план конкретной темыдержать его в уме или написать кратко в виде тезисовразвернутого плана.

9.     Заучиваемый материал лучше разбивать на логические кускиможно использовать схемукластерзвездудеревокак приемы схематического представления материала.
10.                       Пересказывать материал своими словамирешать тестовые задания для самопроверки, что приводит космысленному запоминанию.
11.                       Использовать самоободрениесамоубеждениесамоприказсамоконтроль и самопоощрение во времяподготовки к экзамену.
12.                        Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения:
·        Проснутьсяулыбнутьсянастроить себя на положительные эмоциихорошенько потянутьсявыполнитьсамомассаж ушных раковинголовы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастикиводные процедуры.
·        В перерывах между занятиями активно подвигатьсяиспользовать дыхательные упражнения расслабляющегохарактера (на 4 счета — вдохна 2 счета — задержка дыханияна 5-6 счетов — выдох), дышать животом в течение 1 мин..
·        Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе».
·        Использовать смехотерапию.
·        Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие ихНе быть максималистом,нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев ТолстойБудь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинатьТы справишься!
13.                       Заботиться о своем здоровье:
·        Соблюдать режимвремя подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха (60-90 мин. занятий – 15-20 мин.активного отдыха).
·        Организовать правильное регулярное питаниеВключить в рацион сырые овощифруктыягодызеленьорехи,натуральный мед, свежие соки (яблочныйморковныйтыквенный, капустный), травяные чаи (ромашковыйиз мяты,мелиссы), рыбумясошоколадИсключить из питания готовые концентраты каш и суповмучные изделия,рафинированный сахар, конфетыгазированные напитки.
·        Отдыхать на природе.

Накануне экзамена

1.     Все бегло повторитьпросмотретьчтобы снять тревогу во время экзамена.
2.     Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена – аудиторияместонеобходимый материал (ручки).
3.     Подготовить все необходимоеодежду.
4.     Настроиться на успех (все будет хорошо).
5.     Хорошо выспаться.
6.     Утром – проснутьсяулыбнутьсянастроить себя на положительные чувствапотянутьсясделать самомассажголовыушных раковин, рук, 10-15 секунд полежать в позе эмбриона,легкая зарядказавтрак.
7.     Рассчитать времяпридти в место проведения тестирования за 45-30 минут (организационные вопросыочередь,поиск аудитории).

На экзамене

1.     Четко следовать инструкциям организаторов тестирования (занять указанное местозаполнить бланк…).
2.     Осмотреться и успокоиться.
3.     Сконцентрироваться:
·        мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос;
·        сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю);
·        сконцентрироваться на собственном дыхании (Как я дышу?), использовать мобилизирующее дыхание (4:2:4);
·        провести быстрый массаж лба, ушных раковинпальцевсоединить пальцы рук попарно и сконцентрироваться наэтом 3-5 секунд.
4.     Контролировать времяраспределив свою работу.
5.     Бегло просмотреть материалы теста (что поможет в сознании выделить необходимый объем информации).
6.     Четко осознать условия задачиможно читать шепотомчтобы лучше сконцентрироватьсяобратить внимание наобратные задания (не является).
7.     Проявить предприимчивостьне тратить много времени на очень сложные задания – пометить их в черновике значком сложности (очень сложно — ?, средний уровень сложности-!), чтобы потом вернутьсяесли останется время.Уверен – отвечайне уверен – рассуждай (исключи самые несоответствующие ответыиз оставшихся — выбери тот, чтоближе).
8.     Контролировать свое состояние – успокоить себяпередохнуть 2-3 минуты.
9.     Доверять интуициивключить в работу свое подсознание.

Перевести страницу